1. На припаркованном автомобиле, после выхода из кабины, водителю необходимо отключить общий источник питания. Открыть дверцу панели управления, снять заглушку на заправочном клапане (для автомобилей на NGV на заправочной горловине).
2. Заземлить автомобиль. Вставить газозаправочный пистолет. Открыть шаровой клапан K1 (ручка в горизонтальном положении).
3. Заправлять автомобиль, пока давление не достигнет 20 МПа. Завершить процесс заправки, закрыть шаровой клапан K1 (ручка в вертикальном положении).
4. Установить на место заглушку заправочного клапана. Закрыть дверцу панели управления.
5. Отогнать автомобиль от АГЗС.
Внимание:
А. В процессе заправки автомобиля температура газовых баллонов может повышаться. Это ощутимо при прикосновении, однако поверхность баллонов не должна быть настолько горячей, чтобы обжечься. Это является нормальным, т.к. в процессе заправки газ сжимается и выделяет тепло.
В. После завершения заправки давление в баллонах достигнет 20 МПа. Через 6 часов давление снизится до 17~18МПа. Это является нормальным, и является следствием понижения температуры системы.
С. При заправке строго следовать правилам АЗГС. Давление СNG не должно превышать 20МПа.
D. Если давление в блоке ресиверов понизилось до нуля, то необходимо заполнить систему азотом, и только после этого разрешается производить заправку газом.
E. В процессе заправки следует отключать переключатель общего источника питания автомобиля. Запрещается нахождение вблизи источников огня.
3. Остановка автомобиля
1. Если время остановки автомобиля CNG превышает 3 часа, водитель должен перевести запорный клапан с ручным управлением на трубопроводе с правой стороны блока газовых баллонов в положение «выкл.», таким образом, чтобы ручка находилась перпендикулярно трубопроводу.
2. Если время остановки автомобиля CNG превышает 24 часа, кроме того, что водитель должен перевести запорный клапан с ручным управлением на трубопроводе с правой стороны блока газовых баллонов в положение «выкл.», таким образом, чтобы ручка находилась перпендикулярно трубопроводу, также требуется в целях безопасности перекрыть клапана всех баллонов.
4. Периодическое ТО системы подачи газа и проверка функциональных узлов
4.1. Раз в месяц производить периодическое ТО системы подачи газа.
4.2. Внимание: раз в три года производить проверку на герметичность и прочность стальных газовых баллонов. Для газовых баллонов из композитных материалов (со стальной камерой в стекловолоконной оплетке) на первом этапе проверка должна производиться раз в три года, после шести лет эксплуатации – раз в два года.
4.3. Раз в год проверять указатель давления CNG.
4.4. Периодичность проверки и ТО прочих узлов системы см. в соответствующих нормативных документах.
5. Способ устранения неисправностей автомобилей CNG в экстренных ситуациях
5.1. Если при движении автомобиля возникла неисправность системы подачи газа, произошла утечка:
5.1.1. При обнаружении запаха газа или выявлении утечки газа:
● Следует немедленно остановиться у обочины, заглушить двигатель, отключить общий переключатель источника питания, перекрыть запорный клапан ручного управления газовых баллонов, связаться с сервисным центром.
● Продолжать движение можно только после того, как специалисты удостоверятся в отсутствии утечки газа.
5.1.2. При разрыве шлангов высокого давления, если какие-либо детали газовых баллонов или детали высокого давления системы отпали или возникла серьезная утечка газа в системе защиты от сверхтоков:
● Немедленно эвакуировать людей из автомобиля и поблизости от него.
● Выключить общий переключатель источника питания.
● Закрыть запорный клапан ручного управления газовых баллонов.
● Немедленно связаться с сервисным центром.
● Перекрыть рабочую площадку, запретить въезд автотранспорта и эвакуировать людей. Обеспечить, чтобы вблизи площадки не было источников огня. Дождаться приезда аварийной бригады. Только после устранения неисправности, можно перемещать автомобиль.
5.2. При возникновении возгорания в процессе движения автомобиля:
● Немедленно эвакуировать людей, оказать помощь раненым.
● Выключить общий переключатель источника питания, закрыть запорный клапан ручного управления газовых баллонов.
● Оповестить об аварийной ситуации и приступить к тушению при помощи огнетушителя.
5.3. При ДТП:
● Немедленно выключить общий переключатель источника питания, закрыть запорный клапан ручного управления газовых баллонов.
● Проверить исправность автомобиля, в особенности систему подачи газа. Движение можно продолжить только после того, как водитель убедится в исправности автомобиля.
2012 г., завод SHAANXI (SHACMAN).